ОАО «Гомельжелезобетон» » В режиме правды» О чем говорил политолог Дзермант на встрече в Гомеле

18 января 2022 года коллектив ОАО «Гомельжелезобетон» принял участие во встрече с политологом и философом Алексеем Дзермантом, организованной обществом «Знание» в рамках проекта «В режиме правды», было высказано более 15 предложений и задано ещё больше вопросов.

Возможность задать свой вопрос выдалась и от имени коллектива ОАО «Гомельжелезобетон»

Как будет реализовано право ВНС на законодательные инициативы?

– В Конституции это не прописано. Но давайте рассуждать: ВНС будет собираться не реже одного раза в год. Делегаты будут выносить на обсуждение насущные вопросы, волнующие людей на местах. Коллектив «Гомсельмаша», например, через своего представителя предлагает вынести в качестве возможной законодательной инициативы ту или иную проблему из социальной сферы или экономики. Представители других регионов могут сделать то же самое.

Предложения передаются в президиум, и уже он, как орган, работающий на постоянной основе, после их обобщения или анализа может обратиться в парламент, в правительство или непосредственно к президенту с законодательной инициативой. ВНС – это орган обратной связи, чтобы оперативно доносить до верхних эшелонов проблемы, которые волнуют людей на местах. Ведь парламентарии в своей законотворческой деятельности работают по утверждённому плану и некоторые законопроекты, требующие рассмотрения, могут ждать своей очереди месяцами, если не годами. Думаю, активность и настойчивость делегатов ВНС позволит решать насущные проблемы более оперативно и в интересах людей.

Так же предлагаем вашему вниманию наиболее интересные вопросы, озвученные во время диалога.

Почему из проекта исключена статья о том, что Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным?

– Давайте смотреть на вещи реально: нейтралитет сегодня – это утопия. Мы видим, что как бы мы ни стремились поддерживать одинаково хорошие отношения со всеми, на самом деле нас не рассматривают в качестве нейтральной страны.

Для Запада мы союзник России, и поэтому бить будут всё равно. Когда мы убираем заявление о безъядерном статусе и делаем оговорку, что мы развиваем мирную атомную программу, мы фактически отображаем реальность. Мы построили АЭС, на очереди второй блок. Возможно, будем строить ещё одну, переговоры об этом со специалистами «Росатома» уже идут. То есть мы готовы быть страной, развивающей мирные ядерные технологии.

К сожалению, те процессы, которые идут сейчас в Европе, довольно опасны и тревожны. Германия, например, сомневается в целесообразности нахождения на их территории американского ядерного оружия. Американцы с этим соглашаются и собираются перебазировать его в Польшу, непосредственно к нашим границам. Именно в ответ на эти намерения Александр Лукашенко сказал, что мы в этом случае можем вернуть на нашу территорию российское ядерное оружие. Инфраструктура для его размещения сохранилась.

При этом в проекте заложена норма о том, что Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Мы не собираемся ни на кого нападать, потому что не имеем к своим соседям ни территориальных, ни экономических, ни политических претензий. Но если со стороны других государств будет совершено нападение на нас или на Россию, как часть Союзного государства, мы дадим вооружённый отпор. Мы остаёмся миролюбивой, но всегда способной себя защитить страной.

Не приведёт ли наделение Всебелорусского народного собрания управленческими функциями к двоевластию в стране?

– Конечно, всё покажет практика. Можно придумать идеальную модель, но реальность может оказаться совершенно другой. Из-за чего возник кризис в Казахстане? Был, скорее всего, конфликт между окружением Назарбаева и Токаева. Хотя ещё недавно транзит власти от одного к другому подавался как пример государственного мышления. При этом для любителей аналогий замечу: Назарбаев сохранял за собой весь силовой блок. У нас же в проекте это остаётся прерогативой главы государства, кто бы на этом посту ни находился.

Наш президент всегда отличался тем, что его окружение равноудалено от него, нет своей клиентелы. Поэтому, говоря о двух центрах власти, не забывайте, что вся полнота власти остаётся в президентских руках. Беларусь – президентская республика. Полномочия ВНС по воздействию на президента включаются только в кризисные для страны моменты. Когда, например, есть основания подозревать президента в осуществлении антигосударственной деятельности. В остальное время ВНС таких полномочий не имеет.

Предложение от Алексея Дзерманта:

– В статье 80-й говорится о том, что президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет. Мне кажется, что таким образом от возможности занять высший государственный пост в стране отсекается довольно значительная часть наших граждан. В частности тех, кто родился в период существования СССР за пределами тогдашней БССР. Ведь гражданство Республики Беларусь берёт своё начало в 1991 года и насчитывает всего 30 лет. Простые расчёты показывают: те белорусы, которым сегодня 40+, родились в стране, где не было таких понятий, как гражданин БССР, УССР, РСФСР. Все были гражданами СССР. И белорусы по национальности не всегда в силу специфики тогдашнего государственного устройства появлялись на свет в границах БССР. Тем более, Республики Беларусь. Я, например, родился в Казахстане. И, если эта поправка пройдёт, автоматически лишаюсь, как и тысячи таких же сограждан, права претендовать на президентский пост. Честно говоря, особо к этому и не стремлюсь, но всё равно обидно.

 

 

+
Заполните форму ниже
И в ближайшее время мы свяжемся с Вами